Ремонт велосипеда

Версия для печати
Ремонт велосипеда Ремонт велосипедаТОП-5 основных поломок велосипеда в путешествии, как с некоторыми из них справится самостоятельно, какой должен быть ремнабор читайте далее>>>



Хит-парад велосипедных поломок:
№1 самая несерьезная поломка - прокол камеры. Количество проколов зависит от изношенности покрышки и места путешествия (в южных странах и на юго-востоке Украины основной проблемой велосипедистов становятся острые шипы растений).
№2 сбой в работе тормозов (износ тормозных колодок и загрязненность тормозных тросиков и рубашек). Появление этой неисправности зависит от пересеченности рельефа и погодных условий.
№3 сбой в работе заднего переключателя (поломка, растянутость и загрязненность тормозных тросиков и рубашек). Проблема может быть вызвана различными явлениями: неаккуратной ездой и как результат выламыванием петуха, погодными условиями, износом и др.
№4 прорыв покрышек по корду случается в основном в результате износа или из-за недостаточной накаченности колес при серьезных нагрузках (на грунтовых дорогах и при нагруженном колесе)
№5 повреждение обода колеса (трещины, вмятины или разлом пополам) тоже в основном случается из-за износа как самого обода, так и тормозов V-brake, которые со временем стачивают обод.

Понятно, что не все неисправности можно починить в походных условиях и тогда остается только добрести до ближайшего веломагазина. Разберем те поломки, которые легко починить самостоятельно.

Замена и заклейка камеры

Прокол можно устранить двумя способами – заменить или заклеить камеру. Первый способ наиболее быстрый, подходит в случаях, когда погодные условия не самые приятные, если ночь и если вы опаздываете. Второй – подходит, если у вас предостаточно времени, заклейкой камер можно заняться на привале или дома.

1. Снимите колесо с велосипеда, закрутите эксцентрик до упора, чтобы случайно не потерять колпачок или пружинку. Снимите колпачок и гайку с ниппеля. Спустите камеру,Ниппель Presto Ниппель Schraeder если она еще не полностью спущена. Чтобы спустить камеру с ниппелем Presto («велосипедные» или «спортивные») сначала открутите круглую гайку вверху, потом надавите на нее. Чтобы выпустить воздух из камер типа Schraeder («автомобильные»), нужно нажать например отверткой на штифт (в верхней внутренней части ниппеля).
2. Убедитесь, что покрышка (шина) и камера не прилипли к ободу. Сдвиньте борта покрышки к центру обода, чтобы максимально приподнять ее. Если покрышка свободна, не прилипла нигде к ободу, ее легко можно будет снять руками. В противном случае, нужно с одной стороны поставить бортировки (специальные пластиковые лопатки, которые в полевых условиях можно заменить ложкой). Аккуратно поднимать покрышку, чтобы не повредить камеру в другом месте.
3. Когда покрышка у вас с одной стороны будет приподнята, можно вытащить камеру. Перед тем как установить новую камеру, следует внимательно осмотреть покрышку (внутри, снаружи и шипы протектора) и прощупать рукой, чтобы определить, из-за чего случился пробой, иногда для этого нужно полностью снимать покрышку с обода. Удалите все, что налипло на покрышку. 
4. Теперь установим камеру. Слегка ее подкачайте, чтобы было легче устанавливать (это предотвратит скручивание или повреждение камеры). Установите ниппель в отверстие в ободе. Засуньте остальную часть камеры под покрышку, проверяя, чтобы она нигде не перекрутилась. Контролируйте, чтобы ниппель не изгибался.
5. Отогните пальцами покрышку возвращая ее в первоначальное положение. Если не получается, выпустите немного воздух из камеры и используйте бортировки для установки последних 20-30 см. Остается только накачать камеру и установить колесо на велосипед. 

Для устранения прокола или прореза нужен специальный набор, в котором обычно есть клей, заплатки, наждачная бумага. Всегда перед началом поездки проверяйте, чтобы клей был не испорчен.
Разбортировка колеса1. Первое, что нужно сделать – определить место прокола. Наполните камеру воздухом и поднесите к уху. Если место прокола можно определить на слух, отметьте его или запомните. Если на слух определить не получается, опустите накаченную камеру в воду и следите, где появятся пузыри. Когда определили место, прикройте дыру пальцем и продолжайте проверять, на случай, если прокол не в одном месте.
2. Вытрите насухо камеру и слегка потрите место прокола наждаком. Натирайте участок больше, чем размер заплатки.
3. Нанесите клей ровным слоем на участок камеры, на который накладывается заплатка (лучше немного выходя за предполагаемые размеры заплатки) и слегка подсушите, чтобы место стало липким.
4. Для применения заплаток также есть специальные инструкции – это могут быть резиновые заплатки или из другого материала с фольгой (снимите фольгу, но не прикасайтесь к открытой части заплатки). Прижмите заплатку крепко к участку над проколом и подержите 2-3 минуты.
5. Клей должен сохнуть минут 10-20. Потом наполните камеру воздухом и проверьте, как наложена заплатка, не отлипает ли, не сдувается ли камера.

Регулировка тормозов V-brake

Для начала необходимо проверить, что обода не погнуты и тросики не перетерты.
Оптимальное состояние тормозов V-brake: тормозные колодки равномерно и полностью подступают к ободу на расстояние 2-3 мм, ручка тормоза при выжимании отстает от рукоятки руля на 2-2,5 см.
Устройство тормозов вибрейкЕсли необходимо незначительно отрегулировать положение тормозных колодок, это можно сделать, покрутив валик крепления троса (расположен возле тормозной ручки). Если тормозные ручки ходят очень туго, следует почистить, а если не помогает, то заменить тросики и рубашки.
Если расстояние между тормозными колодками и ободом слишком маленькое (тормоза притирают) или большое (тормозные ручки достают до руля, а колодки не тормозят), то регулировку необходимо осуществить в два этапа – отрегулировать натяжение тормозного тросика и натяжение отводящей пружины.

Для регулировки тросика необходимо:
1. Открутить болт-зажим троса (обычно ключом-шестигранником) не полностью, а только чтобы трос свободно двигался.
2. Установить тормоза на правильном расстоянии от обода с помощью натяжения пальцами или плоскогубцами троса.
3. Затянуть болт-зажим троса до упора, контролируя, чтобы тормозная ручка не была запавшей

Также привести положение колодок в правильное положение можно с помощью регулировки отводящей пружины. Выкручивая регулировочный винт, мы подтягивает колодки к ободу, закручивая – ослабляем и отводим от обода.

Настройка переключения скоростей (передач)

Неполадки в переключении скоростей проявляются такими симптомами: невозможностью свободного переключения передач, спадает цепь, появляются посторонние звуки.

Настройка передней перекидки

Настройка Передняя перекидка передней перекидки производится с помощью регулировки 2 упорных винтов, которые находятся на верхней части механизма переключения. Обычно винты подписаны буквами Н (high) и L (low).
1.Установить цепь на маленькую звезду впереди и самую большую сзади. Вращайте регулировочный винт так, чтобы цепь установилась на расстоянии максимум 0,5 мм от внутренней части планки передней перекидки и не терлась об нее.
2.Установите цепь на большую звезду впереди и маленькую сзади. Вращайте регулировочный винт «H» так, чтобы цепь установилась на расстоянии максимум 0,5 мм от внешней части планки передней перекидки и не терлась об нее.
3.Установите цепь на среднюю звезду впереди и самую большую сзади. Вращайте регулировочный винт у закрепленного на руле переключателя передних передач (манетки) до тех пор, пока цепь не станет в положение до 0,5 мм от внутренней части планки передней перекидки.
4.После того, как регулировка проведена, необходимо попереключать скорости, чтобы проверить, что все сделано правильно. Если осталась нечеткая работа перекидки подрегулировать можно таким образом:
Проблема Как устранить
при переключении со средней на большую звезду цепь спадает закрутить регулировочный винт «H» по часовой стрелке (примерно на 1/4 оборота)
при переключении на маленькую звезду впереди цепь спадает закрутить регулировочный винт «L» по часовой стрелке (примерно на 1/2 оборота)
плохо переключается цепь со средней звезды на большую (соскакивает) ослабить регулировочный винт «H» против часовой стрелки (примерно на 1/8 оборота)
плохо переключается цепь со средней звезды на маленькую (не сбрасывается) ослабить регулировочный винт «L» против часовой стрелки (примерно на 1/4 оборота)
на большой звезде цепь издает посторонние звуки (притирает о внутреннюю часть планки перекидки) закрутить регулировочный винт «H» по часовой стрелке (примерно на 1/8 оборота)
на большой звезде цепь издает посторонние звуки (затирает о внешнюю часть планки перекидки) ослабить регулировочный винт «H» против часовой стрелки (примерно на 1/8 оборота)
при переключении с большой цепь пропускает среднюю звезду и сразу падает на маленькую ослабить регулировочную гайку около манетки на руле против часовой стрелки (на 1 или 2 оборота)
цепь затирает о внутреннюю часть планки перекидки на средней звезде впереди и большой сзади закрутить регулировочную гайку около манетки на руле по часовой стрелке (на 1 или 2 оборота)

ПослеУстройство задней перекидки того, как вы провели регулировку, прокрутите педаль и переключите скорости, чтобы проверить, что вы все сделали правильно.

Настройка задней перекидки

Настройка задней перекидки также производится с помощью регулировки 2 упорных винтов, которые находятся на задней перекидке и обычно подписаны буквами Н (high) и L(low) и натяжением перекидочного тросика.
1. Установите цепь на самую маленькую звездочку на кассете. Вращайте болт «Н» так, чтобы направляющий ролик перекидки стал в одну плоскость, совпадающую с внешним краем маленькой звездочки.
2. Установите цепь на самую большую звездочку на кассете. Вращайте болт «L» так, чтобы направляющий ролик стал по центру самой большой звездочки кассеты. Попереключайте поочередно передачи и проверьте, чтобы направляющий ролик был как можно ближе к звездочкам, но ни на одной из передач не соприкасался с зубьями звездочек кассеты. Если таки он притирается к кассете, то отрегулируйте расстояние регулировочной гайкой (находится либо на руле у основания переключателя либо у самой перекидки). Вращая ее по часовой стрелке вы увеличиваете расстояние, против – приближаете к звездам.
Проблема Как устранить
при переключении с маленькой звезды на большую цепь не переходит на следующую передачу открутить регулировочную гайку «В» против часовой стрелки
при переключении с маленькой звезды на большую цепь перескакивает через передачу открутить регулировочную гайку «В» по часовой стрелке
при переключении с большой звезды на маленькую цепь не переходит на следующую передачу открутить регулировочную гайку «В» против часовой стрелки
при переключении с большой звезды на маленькую цепь перескакивает через передачу открутить регулировочную гайку «В» по часовой стрелке

Ремнабор

Ремнабор формируется в зависимости от продолжительности и дальности поездки.
Необходимый минимум инструментов:
  • насос 
  • запасные камеры 
  • набор ключей-шестигранников и отверток, соответствующих вашему типу велосипеда
  • набор для заклейки камеры (проверьте, чтобы клей был «свежим»)
  • смазка для цепи и лоскут ткани 
  • запасные тормозные колодки 
  • запасные винты и гайки, а также звенья для цепи
  • разъединитель цепи (бывает в наборе с ключами)
  • моток изоленты
  • ключ для спиц
  • запасные спицы
  • плоскогубцы
  • разводной гаечный ключ
  • запасные тормозные и перекидочные тросики 
  • цыганская иголка и толстая нейлоновая нить