Настройка заднего переключателя

Версия для печати
Настройка заднего переключателя

Настройка задней перекидки: регулировочные элементыЗадний переключатель имеет пять регулировочных элементов:

1. Винт (или гайка) крепления троса.
2. Барабан для регулировки натяжения троса.
3. Ограничительный винт регулировки низких передач (L).
4. Ограничительный винт регулировки высоких передач (H).
5. Винт регулировки натяжения цепи.


Ограничительные винты (3), (4)

Настройка задней перекидки: регулировочные винтыДва специальных винта, ограничивающих движение переключателя скоростей к большей и к меньшей звездам. Эти винты своими концами физически ограничивают движение переключателя в обе стороны и предотвращают соскок цепи. Обычно ограничительные винты настраиваются у нового переключателя и впоследствии к их регулировке не возвращаются. Если всё-таки возникла в этом необходимость, то , скорее всего, погнут либо сам переключатель, либо петух. Но, так или иначе, в качестве временного решения проблемы этот метод вполне подойдет.

На переключателях разных моделей регулировочные винты могут быть расположены по-разному. Чаще всего они промаркированы латинскими буквами «H» (англ. «high») для высоких передач и «L» (англ. «low») для низких. В случае если маркировки, нет можно посмотреть какой из винтов упирается в механизм перекидки на самой большой и самой маленькой звездах соответственно.

Регулировочные винты не сильно чувствительные, поэтому можно смело крутить на оборот или пол-оборота за один раз.


Регулировочные барабаны (2), (6)

Настройка задней перекидки: регулировочный барабан на манеткеНастройка переключения передач происходит за счет регулировочного барабана (натяжителя троса), который находится на одном из концов троса. Барабанов может быть два: возле переключателя (2) и возле рычага переключения на манетке (6). Каким барабаном пользоваться - разницы нет, но уж если захотелось подтянуть трос прямо на ходу, то можно воспользоваться регулятором на манетке (6).

Поскольку тросы имеют свойство растягиваться в процессе эксплуатации, подтягивать их придется все равно, как бы тщательно ни регулировались переключатели.


Подготовка к настройке заднего переключателя

Регулировать задний переключатель можно только на чистом велосипеде. Необходимо очистить от грязи сам переключатель, ролики натяжителя, кассету, а также очистить и смазать цепь. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы  переключатель начал работать, как полагается. 

  • раскрутить винт крепления троса (1);
  • закрутить до упора регулировочные барабаны (2),(6).

Настройка ограничителя высоких передач«H» (4)

Винт, ограничивающий высокие передачи (4), не даст цепи соскочить с самой маленькой шестеренки и застрять между ней и рамой. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Для данной настройки следует перевести звезды в положение самой высокой передачи: большая звезда спереди и маленькая сзади. Настройка состоит в том, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездой. Закручивая регулировочный винт «H» по часовой стрелке, рамка смещается в сторону больших звезд; против часовой — во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос. Следите за тем, чтобы трос лег в канавку (если она есть) и не переусердствуйте в закручивании винта крепления троса (1), так в этом месте легко сорвать резьбу.

Настройка ограничителя низких передач «L» (3)

Ограничительный винт низких передач (4) предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды. Если винт будет недостаточно затянут, это приведет к заклиниванию цепи между спицами и большой звездой, а то и к попаданию роликов в спицы. В противном случае, если его перетянуть — будет невозможно переключиться на самую большую звезду.

Для данной настройки следует перевести шестеренки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади, а также максимально выкрутить регулировочный винт, чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя. Для правильной настройки нужно выровнять ролики и большую звезду. Закручивая винт«L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звезд; против часовой — в сторону спиц.

Следует вращать педали осторожно, так как не отрегулированный переключатель может сбросить цепь между спицами и большой звездой.

Настройка переключения

Перед тем, как начать настройку, нужно переключиться на самую высокую передачу(маленькая звезда).

После регулировки ограничителя низких передач (3), когда трос испытал наибольшее натяжение при переключении на самую низкую передачу, он мог растянуться, "усаживаясь" в рубашках и на месте крепления в манетке. Если это произошло, следует раскрутить винт крепления (1) и снова натянуть тросик.

Затем делаем первый щелчок и начинаем вращать педали вперед. Цепь должна перейти на одну позицию выше. Если этого не происходит, то трос слишком слабо натянут. Соответственно, нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в пол- оборота. Для начинающих частой ошибкой является перезатягивание регулировочного барабана. Иногда в результате смещается вся цепочка переключений. Причем на всем диапазоне переключение вроде бы нормальное, но в одном из крайних работает некорректно. Именно поэтому важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • Переключение на большие звезды регулируется натяжением троса.
    Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно выкручивать регулировочный барабан (против часовой стрелки).
  • Переключение на маленькие звезды регулируется ослаблением троса.
    Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно закручивать регулировочный барабан (по часовой стрелке).

Винт регулировки натяжения цепи (5)

Настройка задней перекидки: правильная регулировка натяжителя цепи Регулирует высоту направляющего ролика над звездами.

Для начала следует перевести шестеренки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади. Вращением винта регулировки натяжителя (5) добиваемся, чтобы верхний ролик не задевал зубья звездочки, но и не отходил от нее более чем на 5 мм. Именно в этом положении переключение передач будет наиболее четким. 

Данную регулировку нужно проводить заново при замене звезд кассеты или при смене длины цепи.
Теперь нужно проверить правильность и четкость переключения передач на ходу, так как под нагрузкой все неточности регулировки проявятся сильнее. Подрегулирование переключения передач можно делать прямо на ходу, вращая регулировочный барабан на манетке (6).


Проблемы в настройке заднего переключателя

  1. В большинстве случаев невозможность отрегулировать задний переключатель связана с повреждением или загрязнением троса и/или рубашек. 
    Признаками этого является: 
    - цепь перебрасывается только с меньших на большие звезды или наоборот: только с больших на меньшие;
     - нормальное переключение можно настроить только на высоких передачах или наоборот только на низких;
     - при переключении на низкие передачи приходится прикладывать большие усилия на рычаг переключения.
  2. Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей (передней) звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно или наоборот — это первый признак того, что погнут петух.
  3. Невозможность добиться четкого переключения передач может быть связано износом цепи и/или кассеты.

По материалам: velorama.ruvelosite.ru